Двухуровневая система образования. А не лучше ли купить диплом?
С одобрения законодателей из Государственной думы РФ в нашей стране постепенно введут систему получения высшего образования, состоящую из двух уровней: бакалавриата и магистратуры. Одни эксперты говорят о том, что таким образом удастся прорубить окно в большой мир для выпускников наших институтов и университетов. Другие же, напротив, бьют тревогу по поводу демонтажа уникальной отечественной методологии вузовской подготовки специалистов. Попробуем разобраться, в чем выиграет студент от набирающей обороты реформы, а в чем он может проиграть.
То, что российская высшая школа и академическая наука переживают не лучшие времена, общеизвестно. С одной стороны, стандарты обучения во многих наших вузах практически не изменились с советских времен, в то время как в обществе и экономике произошли глобальные перемены. А с другой — академии и университеты, которые множатся, словно грибы после дождя, все больше напоминают супермаркеты, торгующие не столько ценными знаниями, сколько красиво оформленными дипломами модных профессий. В условиях отсутствия серьезного контроля со стороны государственных структур за деятельностью этих «ярмарок тщеславий» рынок труда наводняет огромное число профнепригодных специалистов. Так не проще ли вбить в Гугл куплю диплом о высшем образовании, перейти на сайт diplomass.com и приобрести эти самые корочки.
Конечно, у нас в стране есть учебные заведения, которые успешно приспособились к изменившимся экономическим реалиям и выпускают из своих стен грамотных инженеров, врачей, учителей, экономистов. Но немногочисленные образцово-показательные заповедники конкурентоспособной подготовки не способны сохранить за Россией статус научной и промышленной супердержавы. Многие эксперты говорят о том, что без оперативных антикризисных мер в сфере высшего образования нас ждет бесперспективная участь нефтегазовой «банановой республики».
Новая же двухуровневая модель интегрирует российскую высшую школу в общеевропейский образовательный процесс в соответствии с Болонской декларацией (несколько лет назад в Болонье представители 29 европейских стран подписали декларацию об унификации национальных образовательных стандартов). Так стоит ли нам создавать железный занавес в сфере вузовской подготовки, упорно цепляясь за былой статус самого интеллектуального государства в мире? Может быть, разумнее попытаться модернизировать морально устаревший институт высшей школы, взяв в качестве примера западную схему, но бережно сохранив при этом все ценное, что накоплено за последние десятилетия?